«Особенности патриотического воспитания дошкольников в современных условиях»

20.04.2023

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Особенности патриотического воспитания дошкольников в современных условиях»

Составитель:

Гончаренко Н.Е. , ст. воспитатель

БМАДОУ «Детский сад №36»

Начну с того, что впервые в типовом положении о ДОУ патриотическое воспитание отнесли к основным задачам ДОУ и прописано это следующим образом:

«воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».

Воспитание чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.

? На ваш взгляд, в чем актуальность патриотического воспитания?

Актуальные проблемы патриотического воспитания:

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.

Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

Недостаточно            сформирована           система          работы            с          родителями    по            проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

? Как вы думаете, каковы основные задачи патриотического воспитания?

Основные задачи патриотического воспитания:

Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа.

Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа; толерантного отношения к представителям других национальностей.

 

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое трудовое, физическое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.

Остановимся подробнее на этих направлениях воспитания и развития дошкольников.

Эстетическое и нравственное воспитание.

Самое существенное в воспитании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках. Действенное отношение к окружающему миру проявляется в игре, труде, творческой и изобразительной деятельности, общении, повседневной жизни. Задачи эстетического и нравственного воспитания решаются через слушание и разучивание песен, стихов о Родине, о подвигах, о труде соотечественников, о природе родной страны.


Физическое воспитание.

Параллель между патриотическим и физическим воспитанием можно проследить через развитие таких качеств, как сила, смелость, ловкость будущих защитников отечества (особенно в спортивных играх с военно-патриотическим воспитанием). Также через формирование умения отстаивать на соревнованиях свою честь, честь детского сада, района, города, страны в дальнейшем.

Трудовое воспитание.

Труд ребенка дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности. Нужно поощрять трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для друга, для воспитателя, для группы, для детского сада и т.д.

Труд с общественной мотивацией следует организовывать и в детском саду, и дома систематически. Дети 6 – 7 лет могут выполнять постоянные трудовые поручения не только по самообслуживанию, но и направленные на общую пользу. Взрослые должны следить за выполнением дошкольниками трудовых обязанностей, приучая их добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели.

Следует также воспитывать у детей бережное отношение к общественному добру, к природе родного края. Помогут в этом специальные беседы, чтение художественной литературы, практическая деятельность. Например, на своем огороде дети могут что-либо посадить, вырастить, собрать урожай и в дальнейшем использовать в пищу. Все это потребует немало сил, зато и разговор о бережном отношении к труду, к продукту своего труда станет более конкретным и личностно- окрашенным.Хочу такой сайт

Формирование бережного отношения к природе.Хочу такой сайтХочу такой сайт

Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе (уход за животными, работа на огороде, подкормка птиц, выращивание цветов, овощей и т.д.) сочеталось с воспитанием любви к родному краю и желанием работать вместе со взрослыми, благоустраивая участок, двор, улицу.

 

Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста является скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому как отмечают психологи, необходимо закрепить это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.

Передавая детям знания, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств.

Важно помнить, что мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые сильнодействующие факторы воспитания.

Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий, в которых живет ребенок.

 

Таким образом, в работе по патриотическому воспитанию дошкольников можно использовать следующие методы:

Целевые прогулки и экскурсии.

Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь людей, изменения в облике города, улицы и т.д.).

Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.

Беседы о родном городе, поселке, и т.д.

Использование иллюстраций, диафильмов, мультфильмов, детских произведений (их рассматривание и обсуждение).

Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.

Ознакомление с произведениями народного творчества (декоративные росписи, скульптура, вышивка и т.п.)

Обогащение и стимулирование детского творчества, через наблюдение окружающего мира.

Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду (труд на участке детского сада, возможно даже с родителями и др.)

Поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному имуществу, добросовестно выполнять поручения, хорошо вести себя в общественных местах.

Тематические праздники с приглашением ветеранов войн, героев труда; рассказывая дошкольникам об их подвигах и заслугах, воспитываем в них уважение к ветеранам войны и труда.

И повторюсь: личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни.

 

Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).

Уровень представлений детей о патриотизме зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы используются, как организована предметно-развивающая среда в группе.

Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни и на занятиях, т.к. воспитание чувств – процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 29.12.2023

Дата обновления: 29.12.2023

Дата публикации: 20.04.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».