15.11.2023
«Участие родителей в образовательной
деятельности ДОО»
Одним
из важных условий реализации ОП ДО является взаимодействие с семьей: дети,
воспитатели, родители, администрация – главные участники образовательных
отношений.
Педагогическое
взаимодействие предполагает координацию усилий нескольких сторон (субъектов
образовательного пространства) в образовательном процессе. Равноправными
субъектами педагогического процесса в детском саду являются дети, воспитатели,
специалисты, младшие воспитатели, медицинский персонал, родители (законные
представители). Равноправие субъектов подразумевает:
-открытость к
взаимодействию;
-возможность
запросить, и получить информацию;
-инициатором
процесса взаимодействия по поводу вновь возникшей проблемы или с целью
удовлетворения потребности может стать любой из субъектов;
-возможность
участия субъектов в планировании, реализации, управлении и оценке результатов
совместных проектов, образовательного процесса.
Семья
является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение, как для
индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического
культурологического развития общества.
Цель
коллектива –
установить партнерские отношения, объединить усилия для успешного освоения
детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования, создать
атмосферу общности интересов, активизировать родителей через включение их в
управление и совместную детско-взрослую деятельность.
Задачи:
1. Обеспечение
психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей
(законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей.
2. Оказание
помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и
укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных
способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
3. Обеспечить
учет образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей в
определении:
- специфики национальных,
социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная
деятельность;
- выбора тех парциальных
образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в
наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также
возможностям педагогического коллектива;
- сложившихся традиций МДОУ.
4. Создать
условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной
деятельности.
5. Обеспечить
информационную открытость разработки и реализации Программы для предоставления
информации о ООП семье и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в
образовательную деятельность.
6.
Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования
ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том
числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на
основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
7. Обеспечить
консультативной поддержкой родителей (законных представителей) по вопросам
образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования.
Комплекс мероприятий по
взаимодействию педагогического коллектива с семьями воспитанников
Знакомство
с семьей. Важно
хорошо узнать семью каждого воспитанника. Знание ее особенностей в воспитании
детей, воспитательных возможностей семьи позволяет осуществлять индивидуальную
работу с ней с учетом дифференцированного подхода к каждому родителю.
Информирование
родителей о ходе образовательного процесса. Детский сад открыт для
родителей и других членов семьи. Родители вносят свой вклад в организацию
образовательного процесса.
Особая
помощь от родителей ожидается в создании групповой библиотеки, поскольку
обмен книгами между семьями обогатит каждого из детей данной группы и создаст
между детьми микроклимат, необходимый для общения их друг с другом.
Работа
по созданию и обогащению предметной развивающей среды в группах предполагает
сотрудничество с родителями воспитанников. Выставки детских работ являются
интереснейшей формой информированности родителей о возможностях их детей, но
при условии, если результаты детской деятельности будут демонстрироваться
родителям, только когда ребенок сам выполнил все от начала до конца без помощи
взрослого, и качество работы оценено ребенком адекватно требованиям
воспитателя. Не следует торопиться в этот же день выставлять для обозрения
родителей работы.
Психолого-педагогическое
просвещение родителей с
целью повышения их педагогической культуры. Содержанием этой работы является
ознакомление родителей с особенностями реализации задач образовательных
областей. Особо важная задача - формирование физического и психического
здоровья детей. В работе с семьей используются разнообразные ее формы: беседы,
консультации, родительские собрания и конференции.
Родительские
собрания проводятся
три раза в год. Каждое родительское собрание важно начинать с открытого
просмотра детской деятельности, где родители наблюдают, какими самостоятельными
и умелыми могут быть их дети.
Организация
уголка для родителей. В
родительском уголке помещаются экстренная информация краткого содержания, а
также ответы на вопросы родителей или варианты ответов на вопросы детей,
раскрывающие способы общения взрослых с детьми дошкольного возраста.
Совместная
деятельность. Родители
играют главную роль в воспитании своего ребенка, а педагоги создают условия и
содействуют родителям и ребенку в амплификации его развития как неповторимой
индивидуальности.
Занятия
с участием родителей. Подготовка
и организация выставок совместных работ детей и родителей. В младших группах
проводятся мастер-классы по изготовлению совместных рисунков, поделок,
подарков. В старших группах проводятся домашние праздники с приглашением друзей
и воспитателей, а на основе консультаций педагогов — тематические вечера.
https://vk.com/detskiy_sad_36?w=wall-194231236_757
https://vk.com/detskiy_sad_36?w=wall-194231236_754
Функции совместной партнерской деятельности |
Формы работы (взаимодействия) с родителями |
Нормативно-правовая деятельность |
Знакомство родителей с локальной нормативной базой ДОО:
Вовлечение семьи в управление ДОО: планирование (учет особых интересов семьи, опора на размышления
родителей на процесс развития детей, о своей работе, педагогических знаниях и
практическом и жизненном опыте; получение у родителей информации об их
специальных знаниях и умениях и использование их в организации
образовательной деятельности при ее планировании; получение у родителей
информации об их ожиданиях в отношении их ребенка и использование этой
информации для выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка,
отражая ее в рабочих программах), организации образовательного процесса |
Информационно-консультативная деятельность |
|
Просветительская деятельность |
|
Практико-ориентированная методическая деятельность |
|
Культурно-досуговая деятельность |
|
Индивидуально-ориентированная деятельность |
|