обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. 1.5. В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. 2. Цель, задачи и содержание коррекционной работы в ДОО 2.1. Целью коррекционной работы в дошкольном образовательном учреждении является создание целостной системы по выявлению, преодолению и своевременному предупреждению речевых нарушений у воспитанников ДОО, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи детей (первичного характера), в освоении ими дошкольных образовательных программ и подготовка воспитанников к успешному обучению в образовательной организации. 2.2. Основу коррекционной работы составляют следующие принципы: • коррекционная работа включается во все направления деятельности ДОО; • содержание коррекционной работы – это психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, направленное на коррекцию и компенсацию отклонений в физическом и (или) психическом развитии воспитанников; • все специалисты ДОО осуществляют коррекционную работу. 2.3. Содержание коррекционной работы обеспечивает: • выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ; • осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК); • возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательной программы и их интеграция в ДОО. 2.4. Коррекционная работа направлена на: • обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий воспитанников с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении образовательной программы; • освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательной программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. 2.5. Коррекционная работа для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих образовательную программу в группах комбинированной и/или компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должна учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории воспитанников. 2.6. Коррекционно-развивающая работа с воспитанниками с ОВЗ проводится педагогами ДОО (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, тьютор, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, воспитатель по ИЗО деятельности, воспитатели групп). 3. Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОО. 3.1. Для получения качественного образования в ДОО детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений, развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих воспитанников, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. 3.2. Условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья определяются в заключении ПМПК. 3.3. Для коррекционной работы с воспитанниками с ОВЗ, осваивающими образовательную программу совместно с другими детьми в группах комбинированной направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. 3.4. Комбинированная и/или группа компенсирующей направленности для воспитанников с ОВЗ оснащена необходимым оборудованием, учебно-наглядными пособиями с учётом специфики коррекционной работы, в детском саду имеются оборудованные логопедический кабинет и кабинет педагога-психолога. 4. Комплектование групп для проведения коррекционной работы для воспитанников с ОВЗ 4.1. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими детьми, так и в отдельных группах, а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. 4.2. На коррекционные логопедические занятия зачисляются дети, имеющие: • общее недоразвитие речи (1, 2, 3, 4 уровни речевого развития); • фонетико-фонематическое недоразвитие речи; • фонетическое недоразвитие речи; • нарушение звукопроизношения - фонетический дефект; • заикание, и другие категории воспитанников с ОВЗ и дети-инвалиды, с нарушениями речевого развития. 4.3. Основанием для зачисления ребенка на коррекционные логопедические занятия является заявление родителя (законного представителя) и заключение ПМПК либо заключение психолого-педагогического консилиума (ППк) ДОО. Зачисление проводится в течение учебного года при наличии свободных мест. 4.4. Очередность для зачисления детей на коррекционные логопедические занятия формируется с учетом возраста ребенка и степени тяжести речевых нарушений. 4.5. По мере необходимости в течение учебного года учитель-логопед выводит детей из логопедических занятий и/или заменяет их другими. Отчисление детей проводится по приказу заведующего ДОО по следующим основаниям: • по заявлению родителей (законных представителей); • по решению ППк дошкольного образовательного учреждения в связи с преодолением речевых нарушений, явившихся основанием для зачисления на коррекционные логопедические занятия. 4.6. Количество воспитанников в группах компенсирующей направленности не должно превышать: • для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет; • для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи - 12 воспитанников в возрасте старше 3 лет; • для глухих детей - 6 детей для обеих возрастных групп; • для слабослышащих детей - 6 детей в возрасте до 3 лет и 8 детей в возрасте старше 3 лет; • для слепых детей - 6 детей для обеих возрастных групп; • для слабовидящих детей - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет; • для детей с амблиопией, косоглазием - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет; • для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 6 детей в возрасте до 3 лет и 8 детей в возрасте старше 3 лет; • для детей с задержкой психо-речевого развития - 6 детей в возрасте до 3 лет; • для детей с задержкой психического развития - 10 детей в возрасте старше 3 лет; • для детей с умственной отсталостью легкой степени - 10 детей в возрасте старше 3 лет; • для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени - 8 детей в возрасте старше 3 лет; • для детей с расстройствами аутистического спектра - 5 детей для обеих возрастных групп; • для детей со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития) - 5 детей для обеих возрастных групп. 4.7. Количество детей в группах комбинированной направленности не должно превышать: • в возрасте до 3 лет - не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья; • в возрасте старше 3 лет, в том числе: • не более 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени, или с расстройствами аутистического спектра, или детей со сложным дефектом, • не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени, • не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития, детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи. 4.8. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий: • для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования, определяется выраженностью речевого нарушения и требованиями адаптированной основной образовательной программы и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий); • для воспитанников, имеющих заключение ППк и/или ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ дошкольного образования, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), определяется выраженностью речевого нарушения и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий); • для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме групповых и/или индивидуальных занятий) в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной дошкольным образовательным учреждением. 4.9. Срок коррекционного обучения ребенка зависит от степени сложности речевого нарушения, индивидуально-личностных особенностей и составляет: • 3-6 месяцев - для детей с фонетическим дефектом (более 6 месяцев - для детей с фонетическим дефектом, обусловленным дизартрическими нарушениями речи и другими сложными состояниями речи); • 1 год - для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (далее ФФН), фонематическим недоразвитием при различных формах речевой патологии и ОНР (IV уровень речевого развития); • от 2 до 3 лет - для детей с общим недоразвитием речи (далее ОНР) при различных формах речевой патологии; Источник: https://ohrana-tryda.com/node/4268 • 1 - 2 года - для детей с заиканием. 4.10. В случае невозможности оказания коррекционной помощи по устранению дефектов речи ребенку из-за тяжести физических и психических нарушений он может быть направлен с согласия родителей (законных представителей) на ПМПК для получения рекомендаций по выбору дальнейших направлений коррекционно-педагогической помощи. В случае отказа родителей (законных представителей) ребенка от рекомендованной специалистами ПМПКдальнейшей образовательной траектории, учитель-логопед не несет ответственности за полное устранение речевого дефекта. 5. Участники коррекционно-образовательной деятельности в группе для детей с ОВЗ 5.1. Участниками коррекционно-образовательных отношений дошкольного образовательного учреждения являются: • ребенок с ОВЗ; • родители (законные представители) воспитанника; • учитель-логопед; • воспитатель; • педагог-психолог; • музыкальный руководитель; • инструктор по физической культуре; 5.2. В ДОО воспитанникам гарантируются охрана нервно-психического физического здоровья, обеспечение спокойной и доброжелательной атмосферы жизнедеятельности детей, содействие в естественном и своевременном развитии речи и коррекции её недостатков. 5.3. Родители (законные представители) имеют право защищать законные права и интересы детей, принимать участие в деятельности ДОО в соответствии с его Уставом, знакомиться с материалами обследования речи детей, характером коррекционных методов их обучения. 5.4. Педагоги ДОО интегрировано осуществляют комплекс мероприятий по диагностике и коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ, и консультируют их родителей (законных представителей) по вопросам развития речи. Источник: https://ohrana-tryda.com/node/4268 5.5. Специалисты детского сада проводят занятия строго по расписанию, утверждённому заведующим дошкольным образовательным учреждением. 5.6. Основным, ведущим специалистом, проводящим и координирующим коррекционнообразовательную работу в группе с ОВЗ, является учитель-логопед. 5.7. Коррекционно-воспитательные задачи, которые педагоги, работающие с детьми с речевыми нарушениями, решают совместно: • формирование положительных навыков общего и речевого поведения, умения пользоваться вербальными способами общения; • исправление ошибок в речи воспитанников; • стимулирование речевой активности, формирование навыков пользования самостоятельной речью; • обогащение словаря, уточнение лексических и грамматических значений слов; • развитие восприятия речи на занятиях и в повседневной жизни; • консультирование родителей (законных представителей); • обеспечение овладения программным материалом с учетом индивидуальных особенностей и возможностей воспитанников. 6. Материально-техническое обеспечение помещения для логопедических и/или занятий с педагогом-психологом. 6.1. Для проведения коррекционной работы с детьми с ОВЗ предусматривается помещение, отвечающее действующим санитарно-гигиеническим требованиям. 6.2. Помещение для занятий обеспечивается специальным оборудованием и дезинфицирующими растворами для обработки инструментов и рук. 6.3. Ответственность за оборудование помещения для занятий, его санитарное состояние и ремонт возлагается на администрацию ДОО. 7. Заключительные положения 7.1. Настоящее Положение об организации коррекционной работы в ДОО является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением. 7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в данное Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 7.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.7.1 настоящего Положения. 7.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу