Положение об организации коррекционной работы в ДОО.pdf

обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья.
1.5. В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование
здоровых детей и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в соответствии
с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их
психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных
возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
2. Цель, задачи и содержание коррекционной работы в ДОО
2.1. Целью коррекционной работы в дошкольном образовательном учреждении является
создание целостной системы по выявлению, преодолению и своевременному
предупреждению речевых нарушений у воспитанников ДОО, обеспечивающей
оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи детей
(первичного характера), в освоении ими дошкольных образовательных программ и
подготовка воспитанников к успешному обучению в образовательной организации.
2.2. Основу коррекционной работы составляют следующие принципы:
• коррекционная работа включается во все направления деятельности ДОО;
• содержание коррекционной работы – это психолого-медико-педагогическое
сопровождение детей с ОВЗ, направленное на коррекцию и компенсацию отклонений в
физическом и (или) психическом развитии воспитанников;
• все специалисты ДОО осуществляют коррекционную работу.
2.3. Содержание коррекционной работы обеспечивает:
• выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
• осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической
помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей
психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК);
• возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья
образовательной программы и их интеграция в ДОО.
2.4. Коррекционная работа направлена на:
• обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий воспитанников с ОВЗ,
оказание им квалифицированной помощи в освоении образовательной программы;
• освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательной программы,
их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и
особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
2.5. Коррекционная работа для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,
осваивающих образовательную программу в группах комбинированной и/или
компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными)
нарушениями), должна учитывать особенности развития и специфические образовательные
потребности каждой категории воспитанников.
2.6. Коррекционно-развивающая работа с воспитанниками с ОВЗ проводится педагогами
ДОО (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, тьютор, музыкальный
руководитель, инструктор по физкультуре, воспитатель по ИЗО деятельности, воспитатели
групп).
3. Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОО.
3.1. Для получения качественного образования в ДОО детьми с ограниченными
возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции
нарушений, развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на
основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих
детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени

способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию
этих воспитанников, в том числе посредством организации инклюзивного образования
детей с ограниченными возможностями здоровья.
3.2. Условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями
здоровья определяются в заключении ПМПК.
3.3. Для коррекционной работы с воспитанниками с ОВЗ, осваивающими образовательную
программу совместно с другими детьми в группах комбинированной направленности,
должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации
индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих
удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными
возможностями здоровья.
3.4. Комбинированная и/или группа компенсирующей направленности для воспитанников
с ОВЗ оснащена необходимым оборудованием, учебно-наглядными пособиями с учётом
специфики коррекционной работы, в детском саду имеются оборудованные
логопедический кабинет и кабинет педагога-психолога.
4. Комплектование групп для проведения коррекционной работы для воспитанников
с ОВЗ
4.1. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья может быть
организовано как совместно с другими детьми, так и в отдельных группах, а также в
отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
4.2. На коррекционные логопедические занятия зачисляются дети, имеющие:
• общее недоразвитие речи (1, 2, 3, 4 уровни речевого развития);
• фонетико-фонематическое недоразвитие речи;
• фонетическое недоразвитие речи;
• нарушение звукопроизношения - фонетический дефект;
• заикание, и другие категории воспитанников с ОВЗ и дети-инвалиды, с нарушениями
речевого развития.
4.3. Основанием для зачисления ребенка на коррекционные логопедические занятия
является заявление родителя (законного представителя) и заключение ПМПК либо
заключение психолого-педагогического консилиума (ППк) ДОО. Зачисление проводится в
течение учебного года при наличии свободных мест.
4.4. Очередность для зачисления детей на коррекционные логопедические занятия
формируется с учетом возраста ребенка и степени тяжести речевых нарушений.
4.5. По мере необходимости в течение учебного года учитель-логопед выводит детей из
логопедических занятий и/или заменяет их другими. Отчисление детей проводится по
приказу заведующего ДОО по следующим основаниям:
• по заявлению родителей (законных представителей);
• по решению ППк дошкольного образовательного учреждения в связи с преодолением
речевых нарушений, явившихся основанием для зачисления на коррекционные
логопедические занятия.
4.6. Количество воспитанников в группах компенсирующей направленности не должно
превышать:
• для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте
старше 3 лет;
• для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи - 12 воспитанников в возрасте
старше 3 лет;
• для глухих детей - 6 детей для обеих возрастных групп;
• для слабослышащих детей - 6 детей в возрасте до 3 лет и 8 детей в возрасте старше 3 лет;
• для слепых детей - 6 детей для обеих возрастных групп;
• для слабовидящих детей - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет;
• для детей с амблиопией, косоглазием - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте
старше 3 лет;

• для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 6 детей в возрасте до 3 лет и 8
детей в возрасте старше 3 лет;
• для детей с задержкой психо-речевого развития - 6 детей в возрасте до 3 лет; • для детей с
задержкой психического развития - 10 детей в возрасте старше 3 лет;
• для детей с умственной отсталостью легкой степени - 10 детей в возрасте старше 3 лет;
• для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени - 8 детей в возрасте
старше 3 лет;
• для детей с расстройствами аутистического спектра - 5 детей для обеих возрастных групп;
• для детей со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития)
- 5 детей для обеих возрастных групп.
4.7. Количество детей в группах комбинированной направленности не должно превышать:
• в возрасте до 3 лет - не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными
возможностями здоровья;
• в возрасте старше 3 лет, в том числе:
• не более 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью
умеренной, тяжелой степени, или с расстройствами аутистического спектра, или детей со
сложным дефектом,
• не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и
(или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения
речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени,
• не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития, детей
с фонетико-фонематическими нарушениями речи.
4.8. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий:
• для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении по
адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования,
определяется выраженностью речевого нарушения и требованиями адаптированной
основной образовательной программы и составляет не менее двух логопедических занятий
в неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий);
• для воспитанников, имеющих заключение ППк и/или ПМПК с рекомендациями об
оказании психолого-педагогической помощи детям, испытывающим трудности в освоении
основных образовательных программ дошкольного образования, развитии и социальной
адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), определяется
выраженностью речевого нарушения и составляет не менее двух логопедических занятий в
неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий);
• для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный
по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме групповых и/или
индивидуальных занятий) в соответствии с программой психолого-педагогического
сопровождения, разработанной и утвержденной дошкольным образовательным
учреждением.
4.9. Срок коррекционного обучения ребенка зависит от степени сложности речевого
нарушения, индивидуально-личностных особенностей и составляет:
• 3-6 месяцев - для детей с фонетическим дефектом (более 6 месяцев - для детей с
фонетическим дефектом, обусловленным дизартрическими нарушениями речи и другими
сложными состояниями речи);
• 1 год - для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (далее ФФН),
фонематическим недоразвитием при различных формах речевой патологии и ОНР (IV
уровень речевого развития);
• от 2 до 3 лет - для детей с общим недоразвитием речи (далее ОНР) при различных формах
речевой патологии; Источник: https://ohrana-tryda.com/node/4268
• 1 - 2 года - для детей с заиканием.

4.10. В случае невозможности оказания коррекционной помощи по устранению дефектов
речи ребенку из-за тяжести физических и психических нарушений он может быть
направлен с согласия родителей (законных представителей) на ПМПК для получения
рекомендаций по выбору дальнейших направлений коррекционно-педагогической помощи.
В случае отказа родителей (законных представителей) ребенка от рекомендованной
специалистами ПМПКдальнейшей образовательной траектории, учитель-логопед не несет
ответственности за полное устранение речевого дефекта.
5. Участники коррекционно-образовательной деятельности в группе для детей с ОВЗ
5.1.
Участниками
коррекционно-образовательных
отношений
дошкольного
образовательного учреждения являются:
• ребенок с ОВЗ;
• родители (законные представители) воспитанника;
• учитель-логопед;
• воспитатель;
• педагог-психолог;
• музыкальный руководитель;
• инструктор по физической культуре;
5.2. В ДОО воспитанникам гарантируются охрана нервно-психического физического
здоровья, обеспечение спокойной и доброжелательной атмосферы жизнедеятельности
детей, содействие в естественном и своевременном развитии речи и коррекции её
недостатков.
5.3. Родители (законные представители) имеют право защищать законные права и интересы
детей, принимать участие в деятельности ДОО в соответствии с его Уставом, знакомиться
с материалами обследования речи детей, характером коррекционных методов их обучения.
5.4. Педагоги ДОО интегрировано осуществляют комплекс мероприятий по диагностике и
коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ, и консультируют их родителей (законных
представителей) по вопросам развития речи. Источник: https://ohrana-tryda.com/node/4268
5.5. Специалисты детского сада проводят занятия строго по расписанию, утверждённому
заведующим дошкольным образовательным учреждением.
5.6. Основным, ведущим специалистом, проводящим и координирующим коррекционнообразовательную работу в группе с ОВЗ, является учитель-логопед.
5.7. Коррекционно-воспитательные задачи, которые педагоги, работающие с детьми с
речевыми нарушениями, решают совместно:
• формирование положительных навыков общего и речевого поведения, умения
пользоваться вербальными способами общения;
• исправление ошибок в речи воспитанников;
• стимулирование речевой активности, формирование навыков пользования
самостоятельной речью;
• обогащение словаря, уточнение лексических и грамматических значений слов;
• развитие восприятия речи на занятиях и в повседневной жизни;
• консультирование родителей (законных представителей);
• обеспечение овладения программным материалом с учетом индивидуальных
особенностей и возможностей воспитанников.
6. Материально-техническое обеспечение помещения для логопедических и/или
занятий с педагогом-психологом.
6.1. Для проведения коррекционной работы с детьми с ОВЗ предусматривается помещение,
отвечающее действующим санитарно-гигиеническим требованиям.
6.2. Помещение для занятий обеспечивается специальным оборудованием и
дезинфицирующими растворами для обработки инструментов и рук.
6.3. Ответственность за оборудование помещения для занятий, его санитарное состояние и
ремонт возлагается на администрацию ДОО.
7. Заключительные положения

7.1. Настоящее Положение об организации коррекционной работы в ДОО является
локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете и утверждается
(либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным
учреждением.
7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в данное Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
7.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.7.1 настоящего Положения.
7.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».