Положение об организации инклюзивного образования.pdf

2. Цель и задачи инклюзивного образования
2.1. Целью инклюзивного образования является обеспечение прав детей с разными
психофизическими особенностями развития и организация развивающего пространства
безбарьерной среды, позволяющих детям с ограниченными возможностями здоровья на
получение качественного дошкольного образования в соответствии с Федеральными
государственными образовательными стандартами.
2.2. Задачи инклюзивного обучения включают:
• разработку и реализацию адаптированной образовательной программы для
воспитанников с ОВЗ дошкольного образовательного учреждения;
• обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ограниченными
возможностями здоровья с учетом специфики и выраженности нарушения развития,
социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов;
• создание комфортного пространства для всех участников инклюзивного обучения в ДОО;
• создание эффективной системы психолого-педагогического и социального
сопровождения воспитанников с ОВЗ с целью создания специальных образовательных
условий, коррекции особенностей их психофизического развития, эмоционально-волевой
сферы, активизации познавательной деятельности, формирования социальных навыков и
компетенций;
• формирование толерантного сообщества воспитанников, родителей (законных
представителей), педагогов и социального окружения;
• формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих
образовательную деятельность на основе специальных педагогических подходов, форм и
методов обучения.
2.3. Инклюзивное образование осуществляется на основании следующих моделей
обучения:
• полная инклюзия – воспитанники с ОВЗ посещают организации, осуществляющие
образовательную деятельность, наряду со сверстниками, не имеющими нарушений
развития, и обучаются по АОП, в соответствии с учебным планом ДОО, а также могут
посещать кружки, праздники, мероприятия и др.;
• частичная инклюзия – воспитанники с ОВЗ совмещают обучение на дому по
индивидуальному учебному плану по согласованию с родителями (законными
представителями) с посещением образовательной организации, участвуют в праздничных
мероприятиях, развлечениях совместно с детьми, не имеющими нарушений в развитии. 3.
Принципы инклюзивного образования лиц с ОВЗ
3.1. В осуществлении инклюзивного образования детей, имеющих ограниченные
возможности здоровья и детей-инвалидов, используют следующие принципы:
• принцип индивидуального подхода состоит из выбора форм, методов и средств обучения
и воспитания с учетом образовательных потребностей каждого из воспитанников из группы
детского сада. Индивидуальный план работы развития ребёнка состоит из диагностики
функционального состояния воспитанника и осуществляет отдельную стратегию развития
конкретного воспитанника;
• принцип поддержки самостоятельной активности воспитанника основывается на
формировании социально-активной личности ребенка с ограниченными возможностями
здоровья;
• принцип активного включения в образовательную деятельность всех его участников
необходим для разработки условий с целью достижения плодотворного взаимодействия
детей и педагогов ДОО, которые помогают каждому ребенку развивать свои
потенциальные способности;
• принцип междисциплинарного подхода проводят для реализации методов и средств
обучения и воспитания детей с возможностью дальнейшего их диагностирования для
составления образовательного маршрута на каждого конкретного ребенка;

• принцип вариативности предполагает наличие вариативной развивающей,
образовательной безбарьерной среды, методической базы обучения и воспитания детей с
ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении;
• принцип партнерского взаимодействия педагогов ДОО с родителями (законными
представителями) воспитанников используют для установления доверительных
отношений, направленных на поддержку ребенка;
• принцип динамического развития дошкольного образовательного учреждения.
4. Организация инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении
4.1. Согласно ст. 79 ФЗ «Об образовании в РФ» под специальными условиями для
получения образования понимаются условия обучения, воспитания и развития детей,
включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов
обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических
материалов, специальных электронных средств обучения коллективного и
индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (тьютора), оказывающего
воспитанникам необходимую техническую помощь, проведение групповых и
индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций,
осуществляющих образовательную деятельность и другие условия, без которых
невозможно или затруднено освоение основных образовательных программ
воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья.
4.2. Обучение для воспитанников с ОВЗ осуществляется в соответствии с адаптированной
основной образовательной программой ДОО и для детей-инвалидов в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации/абилитации ребенка-инвалида.
4.3. Для организации инклюзивного образования в дошкольном образовательном
учреждении необходимо иметь:
• заявление родителей (законных представителей) о соглашении на обучение ребенка по
адаптированной основной образовательной программе (см. Приложение 1);
• заключение психолого-медико-педагогической комиссии о подтверждении
(установлении) статуса «ребенок с ограниченными возможностями здоровья»;
• справка медико-социальной экспертизы, подтверждающей статус «ребенок-инвалид».
4.4. Этапы реализации инклюзивного образования:
• предварительный этап включает определение потребностей воспитанника и запросы
родителей (законных представителей), специалистов, осуществляющих психологопедагогическое сопровождение воспитанников с ОВЗ и заключение договора между ДОУ
и родителями (законных представителей) воспитанников;
• диагностический этап устанавливает изучение возможностей и дефицитов воспитанников
с ОВЗ, их результатов комплексного психолого-педагогического обследования. В
зависимости от динамического наблюдения данного этапа выносится заключение
психолого-медико-педагогической комиссии о возможности обучения ребенка с ОВЗ в
форме инклюзии;
• основной этап осуществляет реализацию и мониторинг АОП, и дальнейшую
корректировку ведущим специалистом программы с выявленными возможностями
воспитанников с ОВЗ.
4.5. Инклюзивное образование воспитанников с ОВЗ осуществляется в специально
организованных группах компенсирующей и/или комбинированной направленности,
общеразвивающей
направленности
с
обязательным
психолого-педагогическим
сопровождением.
4.6. Количество воспитанников в группах компенсирующей направленности не должно
превышать:
• для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте
старше 3 лет;
• для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи - 12 воспитанников в возрасте
старше 3 лет;

• для глухих детей - 6 детей для обеих возрастных групп;
• для слабослышащих детей - 6 детей в возрасте до 3 лет и 8 детей в возрасте старше 3 лет;
• для слепых детей - 6 детей для обеих возрастных групп;
• для слабовидящих детей - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет;
• для детей с амблиопией, косоглазием - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте
старше 3 лет;
• для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 6 детей в возрасте до 3 лет и 8
детей в возрасте старше 3 лет;
• для детей с задержкой психоречевого развития - 6 детей в возрасте до 3 лет;
• для детей с задержкой психического развития - 10 детей в возрасте старше 3 лет;
• для детей с умственной отсталостью легкой степени - 10 детей в возрасте старше 3 лет;
• для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени - 8 детей в возрасте
старше 3 лет;
• для детей с расстройствами аутистического спектра - 5 детей для обеих возрастных групп;
• для детей со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями
развития) - 5 детей для обеих возрастных групп.
4.7. Количество детей в группах комбинированной направленности не должно превышать:
• в возрасте до 3 лет - не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными
возможностями здоровья;
• в возрасте старше 3 лет, в том числе:
• не более 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью
умеренной, тяжелой степени, или с расстройствами аутистического спектра, или детей со
сложным дефектом;
• не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и
(или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения
речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;
• не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития, детей
с фонетико-фонематическими нарушениями речи.
4.8. Допускается организация разновозрастных групп компенсирующей или
комбинированной направленности для детей от 2 месяцев до 3 лет и от 3 лет и старше с
учетом возможности соблюдения в них режима дня, соответствующего анатомическим и
физиологическим особенностям детей каждой возрастной группы, с предельной
наполняемостью 6 и 12 человек соответственно.
4.9. При комплектовании групп комбинированной направленности не допускается
смешение более 3 категорий детей с ограниченными возможностями здоровья; при
объединении детей с разными нарушениями в развитии учитываются направленность
адаптированных образовательных программ дошкольного образования и возможности их
одновременной реализации в одной группе.
4.10. При поступлении в ДОО ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида на инклюзивное
образование определяются условия и технология включения их в функционирующую
группу оздоровительной или общеразвивающей направленности ДОО (дозирование
времени пребывания ребенка в ДОО, необходимость специалиста сопровождения,
индивидуальный график посещения ребенком ДОО, адаптационные мероприятия).
4.11. Реализация АОП при инклюзивном обучении должна предусматривать создание в
дошкольном образовательном учреждении специальных условий, которые должны быть
применимы к конкретной категории лиц с ОВЗ.
4.12. Для реализации АОП должны быть созданы следующие условия:
• по учету особенностей воспитанника, индивидуальный педагогический подход,
проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогической деятельности, в
применении специальных методов и средств воспитания, компенсации и коррекции
нарушений развития (информационно-методических, технических);

• по реализации коррекционно-педагогической деятельности педагогами и педагогамипсихологами, его психологическое сопровождение; • по предоставлению воспитаннику с
ОВЗ медицинской, психолого-педагогической и социальной помощи;
• по привлечению родителей (законных представителей) в коррекционно-педагогическую
деятельность.
4.13. Прием воспитанников с ОВЗ в ДОО для обучения по адаптированной образовательной
программе дошкольного образования осуществляется на основании письменного заявления
родителей (законных представителей) на имя заведующего ДОО, заключения
территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК).
4.14. Отношения между ДОУ и родителями (законными представителями) регулируются
договором, заключаемым в установленном порядке.
4.15. Обучение воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов по АОП является формой
дифференциации образования, позволяющей решать задачи своевременной активной
помощи детям и их социальной адаптации.
4.16. Образовательная деятельность по АОП организуется в соответствии с годовым планом
ДОО.
4.17. Технологии, методы, средства и формы работы с детьми с ОВЗ и инвалидами
определяются специалистами исходя из особенностей психофизического развития,
индивидуальных возможностей, состояния здоровья воспитанников и направлены на
создание позитивной атмосферы принятия и поддержки.
4.18. Со всеми участниками образовательных отношений (воспитанник, родители
(законные представители), педагоги, специалисты) проводится работа с целью организации
тесного взаимодействия и сотрудничества для достижения значимых результатов.
4.19. ДОУ оказывает родителям (законным представителям) ребёнка с ОВЗ и инвалида
методическую и консультативную помощь, с целью повышения их медицинской и
педагогической компетентности, способствует вовлечению родителей (законных
представителей) в образовательную, коррекционно-развивающую, оздоровительную
работу, формирует у них ответственность за развитие и укрепление здоровья
воспитанников инклюзивного обучения в ДОО.
4.20. Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием
непосредственно образовательной деятельности, которое определяется ДОО в
соответствии с установленными требованиями СанПиН.
4.21. Общее психолого-медико-педагогическое сопровождение, динамическое наблюдение
воспитанников в условиях инклюзивного образования осуществляется ППк дошкольного
образовательного учреждения.
4.22. Независимо от степени выраженности нарушений развития всех детей с ОВЗ
рекомендуется обеспечивать их участие в проведении музыкально-развлекательных,
спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий в ДОО.
4.23. При выпуске из детского сада дети с ОВЗ и инвалидностью направляются на ТПМПК
(территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию) для определения формы
обучения в школе (общеобразовательной или специальной коррекционной).
5. Содержание инклюзивного образования в ДОО
5.1. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования с
детьми:
• беседы и чтение художественной литературы;
• моделирование игровых ситуаций, через дидактические игры;
• индивидуальные занятия со специалистами;
• активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом
помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка);
• совместная деятельность и игра в микрогруппах с другими детьми;
• проведение режимных моментов образовательной деятельности;
• формирование навыков саморегуляции и самообслуживания.

5.2. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования с
родителями:
• тематические родительские собрания и консультации;
• доступная информация о работе по инклюзии.
5.3. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования с
педагогами:
• педсоветы, круглые столы и совместное обсуждение перспективных направлений работы;
• посещение педагогами и воспитателями инклюзивной группы;
• детско-родительские группы: комплексные занятия для детей и родителей, включающие
в себя игры, творческие занятия, музыкальные занятия, консультирование родителей
специалистами по интересующим вопросам, обсуждение волнующих родителей проблемы,
информационная и психологическая поддержка.
6. Документация по организации инклюзивного образования
6.1. Воспитатель разрабатывает и ведет следующие документы в ДОО:
• индивидуальный образовательный маршрут воспитанника с ОВЗ;
• график индивидуальных занятий;
• мониторинг индивидуальных достижений воспитанников.
6.2. Учитель-логопед составляет и ведет следующую документацию:
• комплексно-тематическое планирование подгрупповых коррекционных занятий;
индивидуальный план коррекционной работы;
• график индивидуальных занятий;
• журнал взаимодействия с воспитателями;
• журнал учета консультаций для родителей (законных представителей);
• мониторинг индивидуальных достижений воспитанников.
6.3. Педагог-психолог составляет и ведет следующую документацию:
• планирование подгрупповых и индивидуальных занятий;
• расписание подгрупповых и индивидуальных занятий;
• индивидуальный план коррекционной работы; • лист коррекционных (индивидуальных)
занятий;
• журнал учета консультаций для родителей (законных представителей) и педагогических
работников.
6.4 Результаты работы отражаются в ежегодных отчетах и обсуждаются на заседаниях
психолого-педагогического консилиума.
7. Участники инклюзивного образования в детском саду
7.1. Участниками инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении
являются:
• ребенок с ОВЗ и ребенок-инвалид;
• родители (законные представители) воспитанников;
• учитель-логопед;
• воспитатели;
• педагог-психолог;
• учитель-дефектолог;
• тьютор.
7.2. В ДОО воспитанникам гарантируются охрана нервно-психического физического
здоровья, обеспечение спокойной и доброжелательной атмосферы жизнедеятельности
детей, содействие в естественном и своевременном развитии и социальной адаптации
7.3. Родители (законные представители) имеют право защищать законные права и интересы
детей, принимать участие в деятельности ДОО в соответствии с его Уставом, знакомиться
с материалами и характером коррекционных методов их обучения.

7.4. Педагоги ДОО интегрировано осуществляют комплекс мероприятий по диагностике
детей с ОВЗ и детей-инвалидов и консультируют их родителей (законных представителей)
по вопросам дальнейшего обучения.
7.5. Основным, ведущим специалистом, проводящим и координирующим коррекционнообразовательную работу в группе детей с тяжелыми нарушениями речи, является учительлогопед, для детей с задержкой психического развития – педагог-психолог или учительдефектолог.
7.6. Специалисты детского сада проводят занятия строго по расписанию, утверждённому
заведующим дошкольным образовательным учреждением.
8. Обязанности участников инклюзивного образования в ДОО
8.1. Администрация ДОО:
• проводит сбор и анализ информации по вопросам организации инклюзивного
образования;
• принимает решение об организации инклюзивного образования в группах
общеразвивающей направленности;
• анализирует и проводит мониторинг результатов внедрения инклюзивного образования;
• осуществляет контроль за освоением образовательных программ воспитанниками с ОВЗ.
8.2. Педагоги обязаны:
• организовать работу тьюторов, обеспечивающих сопровождение лиц с ОВЗ в
образовательной деятельности в рамках реализации инклюзивного образования в
соответствии с действующим законодательством;
• взаимодействовать в рамках своей компетентности с учреждениями здравоохранения,
социальной защиты, культуры по вопросам обучения и сопровождения лиц с ОВЗ и их
семей;
• осуществлять контроль за освоением образовательных программ воспитанников с ОВЗ;
• соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям
профессиональной этики;
• учитывать особенности психофизического развития воспитанников и состояние их
здоровья; Источник: https://ohrana-tryda.com/node/4309
• педагогам запрещается распространять информацию о ребенке, посторонним людям, не
имеющим отношения к реализации АОП;
• педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее
исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены
федеральными законами. Критерии оценки эффективности инклюзивного образования в
ДОУ
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение об организации инклюзивного образования в дошкольном
образовательном учреждении принимается на Педагогическом совете и утверждается (либо
вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
9.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.9.1. настоящего Положения.
9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

Приложение 1
Заведующему
БМАДОУ «Детский сад № 36»
М.М. Арефьева
от заявителя__________________________
(фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) родителя
(законного представителя)
« ______ » 19______________ г.р.
паспорт серии____________ №___________
выдан «_______ » __________20 ________г.
______________________________________
(орган выдавший паспорт)
(адрес регистрации по месту жительства)
__________________________________
(фактический адрес проживания)
__________________________________
действуя в интересах ребенка
_________________________________
___________________________________
(фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) ребенка)
« ______» 20_________ г.р.
СОГЛАШЕНИЕ
Даю своё согласие на обучение моего ребенка ____________________________________
(возраст ____________________) по адаптированной образовательной программе для детей
с ____________ в комбинированной группе № ____ муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения БМАДОУ «Детский сад № 36»

«______ » ______________20___ г.
______________________________
(личная подпись заявителя


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».