2. Цель и задачи инклюзивного образования 2.1. Целью инклюзивного образования является обеспечение прав детей с разными психофизическими особенностями развития и организация развивающего пространства безбарьерной среды, позволяющих детям с ограниченными возможностями здоровья на получение качественного дошкольного образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами. 2.2. Задачи инклюзивного обучения включают: • разработку и реализацию адаптированной образовательной программы для воспитанников с ОВЗ дошкольного образовательного учреждения; • обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ограниченными возможностями здоровья с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов; • создание комфортного пространства для всех участников инклюзивного обучения в ДОО; • создание эффективной системы психолого-педагогического и социального сопровождения воспитанников с ОВЗ с целью создания специальных образовательных условий, коррекции особенностей их психофизического развития, эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования социальных навыков и компетенций; • формирование толерантного сообщества воспитанников, родителей (законных представителей), педагогов и социального окружения; • формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих образовательную деятельность на основе специальных педагогических подходов, форм и методов обучения. 2.3. Инклюзивное образование осуществляется на основании следующих моделей обучения: • полная инклюзия – воспитанники с ОВЗ посещают организации, осуществляющие образовательную деятельность, наряду со сверстниками, не имеющими нарушений развития, и обучаются по АОП, в соответствии с учебным планом ДОО, а также могут посещать кружки, праздники, мероприятия и др.; • частичная инклюзия – воспитанники с ОВЗ совмещают обучение на дому по индивидуальному учебному плану по согласованию с родителями (законными представителями) с посещением образовательной организации, участвуют в праздничных мероприятиях, развлечениях совместно с детьми, не имеющими нарушений в развитии. 3. Принципы инклюзивного образования лиц с ОВЗ 3.1. В осуществлении инклюзивного образования детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и детей-инвалидов, используют следующие принципы: • принцип индивидуального подхода состоит из выбора форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом образовательных потребностей каждого из воспитанников из группы детского сада. Индивидуальный план работы развития ребёнка состоит из диагностики функционального состояния воспитанника и осуществляет отдельную стратегию развития конкретного воспитанника; • принцип поддержки самостоятельной активности воспитанника основывается на формировании социально-активной личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья; • принцип активного включения в образовательную деятельность всех его участников необходим для разработки условий с целью достижения плодотворного взаимодействия детей и педагогов ДОО, которые помогают каждому ребенку развивать свои потенциальные способности; • принцип междисциплинарного подхода проводят для реализации методов и средств обучения и воспитания детей с возможностью дальнейшего их диагностирования для составления образовательного маршрута на каждого конкретного ребенка; • принцип вариативности предполагает наличие вариативной развивающей, образовательной безбарьерной среды, методической базы обучения и воспитания детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении; • принцип партнерского взаимодействия педагогов ДОО с родителями (законными представителями) воспитанников используют для установления доверительных отношений, направленных на поддержку ребенка; • принцип динамического развития дошкольного образовательного учреждения. 4. Организация инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении 4.1. Согласно ст. 79 ФЗ «Об образовании в РФ» под специальными условиями для получения образования понимаются условия обучения, воспитания и развития детей, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных электронных средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (тьютора), оказывающего воспитанникам необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение основных образовательных программ воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья. 4.2. Обучение для воспитанников с ОВЗ осуществляется в соответствии с адаптированной основной образовательной программой ДОО и для детей-инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации/абилитации ребенка-инвалида. 4.3. Для организации инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении необходимо иметь: • заявление родителей (законных представителей) о соглашении на обучение ребенка по адаптированной основной образовательной программе (см. Приложение 1); • заключение психолого-медико-педагогической комиссии о подтверждении (установлении) статуса «ребенок с ограниченными возможностями здоровья»; • справка медико-социальной экспертизы, подтверждающей статус «ребенок-инвалид». 4.4. Этапы реализации инклюзивного образования: • предварительный этап включает определение потребностей воспитанника и запросы родителей (законных представителей), специалистов, осуществляющих психологопедагогическое сопровождение воспитанников с ОВЗ и заключение договора между ДОУ и родителями (законных представителей) воспитанников; • диагностический этап устанавливает изучение возможностей и дефицитов воспитанников с ОВЗ, их результатов комплексного психолого-педагогического обследования. В зависимости от динамического наблюдения данного этапа выносится заключение психолого-медико-педагогической комиссии о возможности обучения ребенка с ОВЗ в форме инклюзии; • основной этап осуществляет реализацию и мониторинг АОП, и дальнейшую корректировку ведущим специалистом программы с выявленными возможностями воспитанников с ОВЗ. 4.5. Инклюзивное образование воспитанников с ОВЗ осуществляется в специально организованных группах компенсирующей и/или комбинированной направленности, общеразвивающей направленности с обязательным психолого-педагогическим сопровождением. 4.6. Количество воспитанников в группах компенсирующей направленности не должно превышать: • для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет; • для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи - 12 воспитанников в возрасте старше 3 лет; • для глухих детей - 6 детей для обеих возрастных групп; • для слабослышащих детей - 6 детей в возрасте до 3 лет и 8 детей в возрасте старше 3 лет; • для слепых детей - 6 детей для обеих возрастных групп; • для слабовидящих детей - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет; • для детей с амблиопией, косоглазием - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет; • для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 6 детей в возрасте до 3 лет и 8 детей в возрасте старше 3 лет; • для детей с задержкой психоречевого развития - 6 детей в возрасте до 3 лет; • для детей с задержкой психического развития - 10 детей в возрасте старше 3 лет; • для детей с умственной отсталостью легкой степени - 10 детей в возрасте старше 3 лет; • для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени - 8 детей в возрасте старше 3 лет; • для детей с расстройствами аутистического спектра - 5 детей для обеих возрастных групп; • для детей со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития) - 5 детей для обеих возрастных групп. 4.7. Количество детей в группах комбинированной направленности не должно превышать: • в возрасте до 3 лет - не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья; • в возрасте старше 3 лет, в том числе: • не более 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени, или с расстройствами аутистического спектра, или детей со сложным дефектом; • не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени; • не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития, детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи. 4.8. Допускается организация разновозрастных групп компенсирующей или комбинированной направленности для детей от 2 месяцев до 3 лет и от 3 лет и старше с учетом возможности соблюдения в них режима дня, соответствующего анатомическим и физиологическим особенностям детей каждой возрастной группы, с предельной наполняемостью 6 и 12 человек соответственно. 4.9. При комплектовании групп комбинированной направленности не допускается смешение более 3 категорий детей с ограниченными возможностями здоровья; при объединении детей с разными нарушениями в развитии учитываются направленность адаптированных образовательных программ дошкольного образования и возможности их одновременной реализации в одной группе. 4.10. При поступлении в ДОО ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида на инклюзивное образование определяются условия и технология включения их в функционирующую группу оздоровительной или общеразвивающей направленности ДОО (дозирование времени пребывания ребенка в ДОО, необходимость специалиста сопровождения, индивидуальный график посещения ребенком ДОО, адаптационные мероприятия). 4.11. Реализация АОП при инклюзивном обучении должна предусматривать создание в дошкольном образовательном учреждении специальных условий, которые должны быть применимы к конкретной категории лиц с ОВЗ. 4.12. Для реализации АОП должны быть созданы следующие условия: • по учету особенностей воспитанника, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогической деятельности, в применении специальных методов и средств воспитания, компенсации и коррекции нарушений развития (информационно-методических, технических); • по реализации коррекционно-педагогической деятельности педагогами и педагогамипсихологами, его психологическое сопровождение; • по предоставлению воспитаннику с ОВЗ медицинской, психолого-педагогической и социальной помощи; • по привлечению родителей (законных представителей) в коррекционно-педагогическую деятельность. 4.13. Прием воспитанников с ОВЗ в ДОО для обучения по адаптированной образовательной программе дошкольного образования осуществляется на основании письменного заявления родителей (законных представителей) на имя заведующего ДОО, заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК). 4.14. Отношения между ДОУ и родителями (законными представителями) регулируются договором, заключаемым в установленном порядке. 4.15. Обучение воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов по АОП является формой дифференциации образования, позволяющей решать задачи своевременной активной помощи детям и их социальной адаптации. 4.16. Образовательная деятельность по АОП организуется в соответствии с годовым планом ДОО. 4.17. Технологии, методы, средства и формы работы с детьми с ОВЗ и инвалидами определяются специалистами исходя из особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, состояния здоровья воспитанников и направлены на создание позитивной атмосферы принятия и поддержки. 4.18. Со всеми участниками образовательных отношений (воспитанник, родители (законные представители), педагоги, специалисты) проводится работа с целью организации тесного взаимодействия и сотрудничества для достижения значимых результатов. 4.19. ДОУ оказывает родителям (законным представителям) ребёнка с ОВЗ и инвалида методическую и консультативную помощь, с целью повышения их медицинской и педагогической компетентности, способствует вовлечению родителей (законных представителей) в образовательную, коррекционно-развивающую, оздоровительную работу, формирует у них ответственность за развитие и укрепление здоровья воспитанников инклюзивного обучения в ДОО. 4.20. Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием непосредственно образовательной деятельности, которое определяется ДОО в соответствии с установленными требованиями СанПиН. 4.21. Общее психолого-медико-педагогическое сопровождение, динамическое наблюдение воспитанников в условиях инклюзивного образования осуществляется ППк дошкольного образовательного учреждения. 4.22. Независимо от степени выраженности нарушений развития всех детей с ОВЗ рекомендуется обеспечивать их участие в проведении музыкально-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий в ДОО. 4.23. При выпуске из детского сада дети с ОВЗ и инвалидностью направляются на ТПМПК (территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию) для определения формы обучения в школе (общеобразовательной или специальной коррекционной). 5. Содержание инклюзивного образования в ДОО 5.1. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования с детьми: • беседы и чтение художественной литературы; • моделирование игровых ситуаций, через дидактические игры; • индивидуальные занятия со специалистами; • активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка); • совместная деятельность и игра в микрогруппах с другими детьми; • проведение режимных моментов образовательной деятельности; • формирование навыков саморегуляции и самообслуживания. 5.2. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования с родителями: • тематические родительские собрания и консультации; • доступная информация о работе по инклюзии. 5.3. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования с педагогами: • педсоветы, круглые столы и совместное обсуждение перспективных направлений работы; • посещение педагогами и воспитателями инклюзивной группы; • детско-родительские группы: комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные занятия, консультирование родителей специалистами по интересующим вопросам, обсуждение волнующих родителей проблемы, информационная и психологическая поддержка. 6. Документация по организации инклюзивного образования 6.1. Воспитатель разрабатывает и ведет следующие документы в ДОО: • индивидуальный образовательный маршрут воспитанника с ОВЗ; • график индивидуальных занятий; • мониторинг индивидуальных достижений воспитанников. 6.2. Учитель-логопед составляет и ведет следующую документацию: • комплексно-тематическое планирование подгрупповых коррекционных занятий; индивидуальный план коррекционной работы; • график индивидуальных занятий; • журнал взаимодействия с воспитателями; • журнал учета консультаций для родителей (законных представителей); • мониторинг индивидуальных достижений воспитанников. 6.3. Педагог-психолог составляет и ведет следующую документацию: • планирование подгрупповых и индивидуальных занятий; • расписание подгрупповых и индивидуальных занятий; • индивидуальный план коррекционной работы; • лист коррекционных (индивидуальных) занятий; • журнал учета консультаций для родителей (законных представителей) и педагогических работников. 6.4 Результаты работы отражаются в ежегодных отчетах и обсуждаются на заседаниях психолого-педагогического консилиума. 7. Участники инклюзивного образования в детском саду 7.1. Участниками инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении являются: • ребенок с ОВЗ и ребенок-инвалид; • родители (законные представители) воспитанников; • учитель-логопед; • воспитатели; • педагог-психолог; • учитель-дефектолог; • тьютор. 7.2. В ДОО воспитанникам гарантируются охрана нервно-психического физического здоровья, обеспечение спокойной и доброжелательной атмосферы жизнедеятельности детей, содействие в естественном и своевременном развитии и социальной адаптации 7.3. Родители (законные представители) имеют право защищать законные права и интересы детей, принимать участие в деятельности ДОО в соответствии с его Уставом, знакомиться с материалами и характером коррекционных методов их обучения. 7.4. Педагоги ДОО интегрировано осуществляют комплекс мероприятий по диагностике детей с ОВЗ и детей-инвалидов и консультируют их родителей (законных представителей) по вопросам дальнейшего обучения. 7.5. Основным, ведущим специалистом, проводящим и координирующим коррекционнообразовательную работу в группе детей с тяжелыми нарушениями речи, является учительлогопед, для детей с задержкой психического развития – педагог-психолог или учительдефектолог. 7.6. Специалисты детского сада проводят занятия строго по расписанию, утверждённому заведующим дошкольным образовательным учреждением. 8. Обязанности участников инклюзивного образования в ДОО 8.1. Администрация ДОО: • проводит сбор и анализ информации по вопросам организации инклюзивного образования; • принимает решение об организации инклюзивного образования в группах общеразвивающей направленности; • анализирует и проводит мониторинг результатов внедрения инклюзивного образования; • осуществляет контроль за освоением образовательных программ воспитанниками с ОВЗ. 8.2. Педагоги обязаны: • организовать работу тьюторов, обеспечивающих сопровождение лиц с ОВЗ в образовательной деятельности в рамках реализации инклюзивного образования в соответствии с действующим законодательством; • взаимодействовать в рамках своей компетентности с учреждениями здравоохранения, социальной защиты, культуры по вопросам обучения и сопровождения лиц с ОВЗ и их семей; • осуществлять контроль за освоением образовательных программ воспитанников с ОВЗ; • соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; • учитывать особенности психофизического развития воспитанников и состояние их здоровья; Источник: https://ohrana-tryda.com/node/4309 • педагогам запрещается распространять информацию о ребенке, посторонним людям, не имеющим отношения к реализации АОП; • педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. Критерии оценки эффективности инклюзивного образования в ДОУ 9. Заключительные положения 9.1. Настоящее Положение об организации инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении принимается на Педагогическом совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением. 9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 9.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.9.1. настоящего Положения. 9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. Приложение 1 Заведующему БМАДОУ «Детский сад № 36» М.М. Арефьева от заявителя__________________________ (фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) родителя (законного представителя) « ______ » 19______________ г.р. паспорт серии____________ №___________ выдан «_______ » __________20 ________г. ______________________________________ (орган выдавший паспорт) (адрес регистрации по месту жительства) __________________________________ (фактический адрес проживания) __________________________________ действуя в интересах ребенка _________________________________ ___________________________________ (фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) ребенка) « ______» 20_________ г.р. СОГЛАШЕНИЕ Даю своё согласие на обучение моего ребенка ____________________________________ (возраст ____________________) по адаптированной образовательной программе для детей с ____________ в комбинированной группе № ____ муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения БМАДОУ «Детский сад № 36» «______ » ______________20___ г. ______________________________ (личная подпись заявителя