Введение Среди значимых ценностей одно из ведущих мест занимает здоровье. Особенно заставляет обратить на себя здоровье будущего поколения. Это настоящее и будущее России. В связи с кризисным состоянием современного общества увеличивается число заболеваемости и инвалидности детей в разные годы. Дошкольное детство – короткий отрезок в жизни человека. Но он имеет огромное значение, т.к. развитие идет бурно и стремительно: формируются основы личности. Расширяется сфера деятельности ребенка. Актуальность данной проблемы состоит в том, что современная семья включается во множество сфер жизнедеятельности общества. При этом сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие другие патогенных факторов способствуют развитию у родителей синдрома хронической усталости, что в свою очередь не позволяет им уделять необходимое внимание своему ребенку. Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребенка, им не всегда удается грамотно решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более что многие дети большую часть времени находятся в детском саду. Результаты медицинских осмотров в ДОО показали высокую распространенность нарушений костно-мышечной системы у дошкольников, в связи с этим не вызывает сомнений актуальность организации профилактической и коррекционной работы с детьми, имеющими как функциональные отклонения, так и хронические заболевания опорно-двигательного аппарата. Программа рассчитана на неопределенный срок с ежегодной ее корректировкой Программа рассчитана на неопределенный срок с ежегодной ее корректировкой. Нормативно - правовое обеспечение программы: • Федеральный закон от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 7 мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г.); • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 364820 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". Цель программы Программа направлена на охрану здоровья детей и формирования основы культуры здоровья. Задачи 1. Охранять и укреплять здоровье детей 2. Совершенствовать их физическое развитие, повышать свойство организма, улучшать физическую и умственную работоспособность 3. Формировать жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями 4. Воспитывать в детях и родителях потребность в здоровом образе жизни как показатель общечеловеческой культуры 5. Обеспечить физическое и психическое благополучие ребенка 6. Помочь педагогам и родителям организовать с детьми оздоровительную работу, направленную на формирование у них мотивации к здоровому образу жизни. Основные принципы программы 1. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей. 2. Принцип комплексности и интерактивности – решение оздоровительных и профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности. 3. Принцип гарантированной результативности – реализация прав и потребностей детей на получение необходимой психолого-педагогической помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возрастной категории детей и уровня их физического развития. 4. Принцип природосообразности – определение форм и методов воспитания на основе целостного психолого-педагогического знания о ребенке, его физиологических и психологических особенностей. Формирование у дошкольников стремления к здоровому образу жизни. 5. Принцип дифференциации содержания педагогического процесса – педагогический процесс необходимо ориентировать на индивидуальные особенности каждого ребенка, темпы развития и физические возможности детей. План профилактической и оздоровительной работы на учебный год ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Мероприятия Сроки Исполнитель Анализ: показателей заболеваемости за квартал, В течение года Медицинская сестра полугодие, год; Врач-педиатр лечебно-оздоровительной работы; Ежемесячно Медицинская сестра диспансерного наблюдения за В течение года Медицинская сестра воспитанниками; летней оздоровительной работы; Август Медицинская сестра санитарно-просветительской работы Один раз в Медицинская сестра квартал углубленного медицинского осмотра, В течение года Медицинская сестра проведенных антропометрических измерений, Врач-педиатр физического развития детей Осмотр: общий во время утреннего приема в Ежедневно Воспитатели Образовательную организацию с опросом Медицинская сестра родителей врачом-педиатром 2 раза в год Врач-педиатр стоматологический с санацией полости рта Один раз в год Стоматолог детей, состоящих на "Д" учете, в группе риска комплексный врачамиспециалистами детей Один раз в год Врач-педиатр Врачиподготовительной группы специалисты врачами-специалистами детей декретированных возрастов В течение года Врачи-специалисты Наблюдение, измерения: объема легких (спирометр) Два раза в год Медицинская сестра силы кисти рук (динамометр кистевой) Два раза в год Медицинская сестра наличие (отсутствия) плоскостопия, Два раза в год Медицинская сестра деформации стопы (плантограф) веса, роста (весы, ростомер) Два раза в год Медицинская сестра зрения и цветоощущения (таблицы Рабкина, аппарат Ротта) детей и персонала на гельминты, энтеробиоз Наблюдение, диагностика: наблюдение за детьми, имеющими хронические заболевания, выявление детей с психосоматикой наблюдение, диагностика и выявление детей с речевой патологией и их коррекция наблюдение, диагностика и выявление детей с дивиантным поведением, психологическими нарушениями и их коррекция Другие мероприятия: проведение занятий с детьми по профилактике травматизма лечение контактных детей с целью профилактики энтеробиоза обучение и повышение квалификации мед. персонала по программам физиотерапевтической подготовки Два раза в год Один раз в год 1 раз в квартал По плану диспансеризации поликлиники 2 раза в год В течение года Один раз в квартал В течение года По графику повышения квалификации Медицинская сестра Врач-офтальмолог Медицинская сестра Медицинская сестра Врач-педиатр Педагог-психолог Воспитатели Учитель-логопед Врач - невропатолог Воспитатели Педагог-психолог Врач – невропатолог Врач – психиатр Воспитатели Медицинская сестра Медицинский персонал компетентные учебные учреждения ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКАЯ РАБОТА Проведение прививок детям (по отдельному В течение года плану) Медицинская сестра Врач-педиатр Постановка реакции Манту детям; Один раз в год Медицинская сестра направление детей с гиперпробой к фтизиатру Прохождение работниками медицинских 1 раз в год Медицинская сестра профосмотров Флюорографическое обследование работников 1 раз в год Медицинская сестра Учет инфекционных больных, карантинов, В течение года Медицинская сестра (строгое соблюдение принципа изоляции при карантинах) Учет расхода бакпрепаратов В течение года Медицинская сестра Проведение мероприятий по недопущению В течение года Медицинская сестра заноса инфекций в Образовательную Врач-педиатр организацию Осмотр детей на педикулез Один раз в 10 Воспитатели дней Медицинская сестра Проведение инструктажа с вновь принятыми При приеме на Заведующий на работу сотрудниками работу Медицинская сестра Проведение противоэпидемических По Медицинская сестра мероприятий при вспышках ОРВИ, гриппа и эпидобстановке Воспитатели других инфекционных заболеваний Соблюдение адаптационного периода при Сентябрь – Воспитатели приеме детей раннего возраста в октябрь Педагог-психолог Образовательную организацию Старший воспитатель Общее кварцевание помещений Ежедневно Младшие воспитатели Витаминизация третьего блюда (витамин "С") Ежедневно Медицинская сестра Использование в питании народных средств (употребление чеснока, лука и др.) Закладывание в носовые ходы оксолиновой мази Ароматизация групповых помещений (чесночные ингаляции) В течение года Повар Воспитатели В холодный период года Воспитатели Родители В период вспышки ОРВИ, гриппа Воспитатели Родители САНИТАРНО – ГИГИЕНИЧЕСКАЯ РАБОТА Наблюдение за санитарным состоянием Ежедневно Медицинская сестра помещений Образовательной организации Заместитель заведующего Наблюдение за личной гигиеной детей, Ежедневно Воспитатели, состоянием их белья, одежды, обуви медицинская сестра Наблюдение за личной гигиеной сотрудников, Ежедневно Медицинская сестра осмотр работников пищеблока на предмет выявления гнойничковых заболеваний Контроль соблюдения санитарных правил Ежедневно Медицинская сестра работниками Образовательной организации Старший воспитатель Заместитель заведующего Техническое обучение обслуживающего Один раз в месяц Медицинская сестра персонала Образовательной организации санитарному минимуму Проведение текущей уборки помещений Ежедневно Обслуживающий Образовательной организации (по отдельному персонал Младший графику) воспитатель Проведение генеральной уборки помещений Ежемесячно Обслуживающий Образовательной организации (по отдельному персонал Младший графику) воспитатель Наличие аптечек в группах, пищеблоке, В течение года Медицинская сестра прачечной, их пополнение медикаментами, Заместитель перевязочным материалом заведующего Обеспечение работников моющими В течение года Заместитель средствами, уборочным инвентарем, заведующего средствами индивидуальной защиты, спецодеждой Мытье игрушек В течение года Педагоги Маркировка уборочного инвентаря, 1 раз в квартал Медицинская сестра посуды, детской мебели обслуживающий персонал Соблюдение температурного режима Ежедневно Медицинская сестра, Заместитель заведующего ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА Режимные моменты: Обеспечение режима проветривания в Ежедневно помещениях Образовательной организации Работники Образовательной организации Обеспечение естественного и искусственного освещения в групповых помещениях Ежедневно Проведение с детьми утренней и дыхательной гимнастики Ежедневно Осуществление режима двигательной активности детей в течение дня Ежедневно Осуществление закаливающих процедур (ходьба босиком, контрастное обливание ног, упражнения на укрепление осанки, исправление плоскостопия и др.) Полоскание рта противовоспалительными травами, чистка зубов после приема пищи Прогулки на свежем воздухе Привитие гигиенических навыков детям, воспитание здорового образа жизни Ежедневно Умывание лица, шеи, рук Ежедневно Точечный массаж, самомассаж отдельных частей тела Оздоровительный бег Занятия по расписанию: Проведение физкультурных занятий и развлечений (по отдельному плану) Хронометраж физкультурных занятий с определением физиологической кривой и тренирующего эффекта Применение фиточая, кислородных коктейлей Форма работы Физкультурн ые занятия Виды занятий В помещении Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Заместитель заведующего Воспитатели Заместитель заведующего Воспитатели Инструктор по физической культуре Воспитатели Инструктор по физической культуре Воспитатели Инструктор по физической культуре Медицинская сестра Воспитатели Родители Воспитатели Медицинская сестра Воспитатели Родители Воспитатели Родители Воспитатели Ежедневно Воспитатели Инструктор по физической культуре В течение года Инструктор по физической культуре Воспитатели Медицинская сестра Инструктор по физической культуре Медицинская сестра Воспитатели В течение года По графику, по запросу родителей ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ Количеств ои длительно сть занятий (в мин) 2-3 года 3-4года 4-5лет 1 раз в 1 раз в 1 раз в неделю по неделю неделю подгруппа (15-20) (20-25) м (10) 5-6 лет 1 раз в неделю (25-30) 6-7лет 1 раз в неделю (30-35) На улице Физкультурн ооздоровитель ная работа в режиме дня Утренняя гимнастика Подвижные и спортивные игры и упражнения на прогулке Физкультмину тки (в середине статического занятия) Активный отдых Физкультурны й досуг Физкультурны й праздник Гимнастика после сна День здоровья 1 раз в неделю (10) Ежедневн о 5-6 Ежедневн о 2 раза (утром и вечером 8-10 - 1 раз в месяц 15-20 - 1 раз в неделю (15) Ежедневн о 5-6 Ежедневн о 2 раза (утром и вечером 10-15 3-5 ежедневн ов зависимо сти от вида и содержан ия занятия 1 раз в месяц 20 -25 - 3-5 5-6 1 раз в неделю (20) Ежедневн о 6-8 Ежедневн о 2 раза (утром и вечером 20-25 3-5 ежедневн ов зависимо сти от вида и содержан ия занятия 1 раз в месяц 20 2 раза в год до 40 6-8 - 1 раз в квартал ежедневн о 1 раз в квартал ежедневн о 1 раз в квартал ежедневн о 1 раз в квартал ежедневн о ежедневн о ежедневн о ежедневн о ежедневн о Самостоятель Самостоятель ежедневно ная ное двигательная использование деятельность спортивноигрового физкультурно го оборудования Самостоятель ежедневно ные и подвижные игры № 1 2 ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по проведению текущего контроля Мероприятия Срок исполнения Проверка санитарного состояния Ежедневно Образовательной организации Осуществление контроля за Ежедневно выполнением оздоровительно закаливающих мероприятий 1 раз в неделю (25) Ежедневн о 8-10 Ежедневн о 2 раза (утром и вечером 25-30 3-5 ежедневн ов зависимо сти от вида и содержан ия занятия 1 раз в месяц 2530 2 раза в год до 40 8-10 1 раз в неделю (30) Ежедневн о 10-12 Ежедневн о 2 раза (утром и вечером 30-40 3-5 ежедневн ов зависимо сти от вида и содержан ия занятия 1 раз в месяц 3540 2 раза в год до 40 8-10 Ответственные медсестра зам. заведующего медсестра 3 Профилактика травматизма воспитанников Ежедневно 4 Контроль соблюдения учебной нагрузки воспитанников Контроль за санитарно гигиеническим состоянием групповых комнат, соблюдением режимных моментов Контроль за приготовлением пищи, мытьем посуды, сроком реализации продуктов в пищеблоке Осмотр контактных детей по инфекционным заболеваниям Осмотр персонала пищеблока на наличие гнойничковых заболеваний, младших воспитателей с отметкой журнале «Здоровья» Витаминизация третьих блюд Контроль за соблюдением температурного режима в групповых помещениях, спальных комнат. Обеспечение режима проветривания Проведение утренней гимнастики Ежедневно 5 6 7 8 9 10 11 Ежедневно медсестра, старший воспитатель, зам. заведующего старший воспитатель медсестра Ежедневно медсестра Ежедневно медсестра Ежедневно медсестра Ежедневно Ежедневно медсестра Младший воспитатель, Ежедневно Воспитатели Инструктор по физической культуре Механизм оздоровительной работы № Направления работы 1 Использование вариативных - Скорректированный режим дня режимов дня и пребывания - Щадящий режим дня ребенка в ДОО - Индивидуальный режим дня - Коррекция учебной нагрузки Психологическое Медико-педагогическая поддержка ребенка в сопровождение развития адаптационный период - Создание у детей собственной побудительной мотивации в различных видах деятельности - Взаимодействие воспитателей, всех специалистов в работе с детьми - изучение особенностей развития и социализации ребенка - коррекция нарушений адаптации в детском коллективе и эмоциональных ситуативных расстройств - коррекция познавательной сферы - медико-педагогические консультации для родителей по преемственности воспитания детей у ухода за ними Разнообразные виды - Утренняя гимнастика организации режима в - Физкультминутки - динамические переменки - гимнастика двигательной активности с элементами самомассажа ребенка: 1. - физические упражнения после сна (бодрящая гимнастика) 2 3 Формы работы Регламентированная деятельность - физкультурные занятия на воздухе - индивидуальные занятия на тренажерах с учетом исходного уровня здоровья и возможностей ребенка - спортивные праздники - спортивные игры - спортивные досуги - коррекционная ритмика - спортивные упражнения на воздухе - самостоятельная двигательная деятельность детей в помещениях и на прогулке 4 Частичная регламентированная деятельность 5 Нерегламентированная деятельность 6 Работа с детьми по - развитие представлений и навыков здорового образа формированию основ жизни и поддержания здоровья гигиенических знаний и - занятия на тему «Познай себя» здорового образа жизни - воспитание общих и индивидуальных гигиенических навыков, интереса и любви к физической активности - словесно-наглядные, сюжетно-ролевые игры по развитию представлений и навыков здорового образа жизни - формирование основ безопасности жизнедеятельности - моделирование ситуаций по формированию основ безопасности жизнедеятельности - формирование положительного образа своего тела Оздоровительное и - скорректированный режим дня лечебнопрофилактическое - мероприятия, направленные на снятие адаптационного сопровождение 1. синдрома Профилактические - дыхательная гимнастика мероприятия - бодрящая гимнастика - кислородные коктейли - витаминотерапия - подбор оптимальной слойности одежды при различных температурах в группе, физкультурном и музыкальном залах, на улице - режим проветривания - специфическая и неспецифическая профилактика ОРВИ и гриппа Диспансеризация ежегодные профилактические осмотры детей декретированных возрастов групп специалистами (ЛОР, хирург, окулист, невропатолог, психиатр) с последующим заключением педиатра - осмотр детей 2 раза в год педиатром и по показаниям узкими специалистами - диспансерное наблюдение хронически больных детей - полное лабораторное обследование детей, поступающихв школу Общеукрепляющие Закаливание естественными физическими факторами: мероприятия - одно физкультурное занятие и игры на свежем воздухе - режим сквозного и одностороннего проветривания в течение дня - умывание рук до локтя водой в течение года спостепенным понижением температуры - полоскание полости рта и глотки кипяченой водой комнатной температурой после приема пищи 7 8 9 10 коррекционные мероприятия 11 Организация питания - воздушные местные общие ванны - световоздушные и солнечные ванны в весенне-летний сезон - растирание кожи рук и туловища сухой махровой варежкой - логопедический массаж - коррекция адаптационных нарушени - коррекция познавательной деятельности и речевых нарушений - сбалансированное питание в соответствии с действующими натуральными нормами - оздоровительное питание Формы и методы оздоровления детей № п/п Формы и методы Обеспечение жизни здорового Физические упражнения Содержание Контингент детей Все группы ритма Щадящий режим Гибкий режим Организация микроклимата и стиля жизни группы Рациональное питание Ст. и подг. Занятия ОБЖ Утренняя гимнастика Все группы Коррекционная гимнастика (после сна) Физкультурнооздоровительные занятия Профилактическая гимнастика (звуковая, профилактика нарушения зрения и осанки) Спортивные игры Пальчиковая гимнастика Дыхательная гимнастика Гигиенические и водные процедуры Умывание Мытье рук Игры с водой Обеспечение чистоты среды Все группы Световоздушные ванны Проветривание помещений (в т.ч. сквозное) Сон при открытых фрамугах подг. Прогулки на свежем воздухе Развлечения Праздники Игры-забавы Все группы Активный отдых Ст. и подг.гр Все группы Все группы Дни Здоровья Кислородный коктейл Свето - и цветотерапия Музыкотерапия Аутотренинг Психогимнастика Пропаганда ЗОЖ Обеспечение светового режима Цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса Музыкальное сопровождение режимных моментов Музыкальное оформление фона занятия Использование музыки в театрализованной деятельности Игры и упражнения на развитие эмоциональноволевой сферы Игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятия невротических состояний Коррекция поведения Курс бесед, спец.занятия (ОБЖ) Все группы Все группы Все группы Все группы Ожидаемые результаты • Снижение частоты случаев острой заболеваемости • Совершенствование функций ведущих физиологических систем организма • Улучшение физического развития • Устранение отставания в развитии движений (или позитивная динамика в соответствующих показателях) • Повышение устойчивости к утомлению, повышение работоспособности • Позитивные сдвиги в эмоциональной сфере • Улучшение аппетита, качества сна, навыков самообслуживания, познавательных возможностей • Успешная готовность ребенка к школе.